…в пустыне, потому что у них были плодовые деревья и виноградники, а страна их находилась у самого моря или неподалёку от него и имела не одну крепость. Царское войско состояло из всеегипетского ополчения и североэфиопских вспомогательных отрядов. О нравах подобного воинства можно судить по заверениям главного военачальника – известного нам Уни, который пишет, что во время движения по Египту никто не причинил зла другому, никто не отнимал обуви у путника, никто не забирал одежды, козы, вообще чего-либо у кого бы то ни было...Пять раз несчастная страна пыталась освободится от египетского засилья, и пять раз египетский царь посылал своего испытанного главного военачальника усмирять её.
Его же царь поставил во главе войск, двинувшихся одновременно морем и сушей на некую страну, лежащую к северу от земли «тех, кто на песке». И этот поход завершился полной победой: «были перебиты все мятежники из их(числа)» (8, стр. 373-377).
САРГОН ДРЕВНИЙ (24 век до н. э.).
Хуш родил также Нимрода:
сей начал быть силён на земле
он был сильный зверолов перед
господом; потому и говорится:
сильный зверолов, как Нимрод,
пред Господом. Царство его вна-
ле соствляли Вавилон, Эрех, Ак-
кад, Халне в стране Сеннаар.
"Бытие".
Саргон Древний известен в истории, как создатель Аккадской империи, первичным ядром которой, в самом начале, стали города земли Сеннаара: Эрех (Урук), Аккад, Вавилон и Халне. (Юдхиштхира, Утхишт хира, земля восхошдениа).
«Согласно одной из самых старых традиций (но всё же возникшей на 150 лет позже Саргона) , традиция «Царского списка», «Шаррумкен» был «садовником, чашеносцем Ур-Забабы», лугаля четвёртой династии Киша, внука Ку-Бабы...Поздняя эпическая традиция утверждала, что Саргон был незаконным сыном безбрачной жрицы, приёмным сыном водоноса и по особой милости к нему богини Иштар (шумерской Инанны) прямо из садовников попал в цари....Столь неожиданное возвышение могло произойти в критической обстановке крушения царств, народного восстания или обшей смуты, но едва ли просто вследствие одного из тех дворцовых переворотов, десятки которых история Двуречья знала и до и после Саргона. Поскольку, по «Царскому списку», Саргон был слугой Ур-Забабы, царя Киша, постольку его внезапное возвышение кажется возможным связать с поражением Киша, понесённым от Лугальзагеси. Во всяком случае, в течение некоторого времени Саргон правил одновременно с Лугальзагеси.
Настоящее имя Саргона неизвестно, а имя Шаррумкен, что значит по-восточносемитски «царь истинен», он, по всей вероятности, принял уже по восшествии на престол. Поздняя аккадская поэма, известная в науке под названием «Легенда о Саргоне», сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок», или «Городок крокусов») на Евфрате. Местоположение его неизвестно...
Из большой историко-дидактической поэмы о внуке Саргона – Нарам-Суэне, составленной впоследствии по-шумерски жрецами Ниппура, по-видимому, следует, что, воспользовавшись поражением Киша, Саргон овладел Верхней Месопотамией или её частью (поэма говорила: «до Верхнего моря», т. е. до Средиземного), и затем разгромил «дом области (Ки) Урука» (то есть библейского Эреха)...
Но ещё до этого Саргон , выбирая столицу , решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безвестный, возможно, в «номе» Сиппар, там, где на севере Ки-Ури начиналось разветвление каналов между Евфратом и Тигром. Город носил название Аккаде; по нему и область Ки-Ури стала называться Аккадом, а восточносемитский язык – аккадским.
Мифическое сказание аккадеян, от имени самого Шаррукена, сообщает следующее: «Я – Шаррукен – царь могучий, владыка Аккада, мать моя жрица, не знал своего отца я, брат же его в горах обитает. Город мой – Ацупирану, на берегу он реки Евфрата.
Зачала меня мать моя, родила меня втайне, в тростниковый короб меня положила и щели залепила смолою, бросила на мелководье, чтоб река меня не утопила. Она же разлилась и понесла меня к водоносу, чьё имя Акки. Багром он меня зацепил и поднял, воспитал меня он как сына. Когда я вырос, поручил мне уход за садом.
Заметила меня Иштар и полюбила. Царствовал я пятьдесят лет и ещё четыре года, черноголовыми владел я и правил. Топорами из меди сровнял я могучие горы, поднимался и на низкие горы, преодолевал я холмы. Трижды осаждал я страну морскую, Дильмун победил я. В Дуранки великий вошел я и в нём поселился.
Кто из царей, какие поднимутся после меня и на царство взойдут, пусть черноголовыми владеют и правят...».
В этом очерке, посвящённом Саргону Древнему, мы используем реконструкцию жизни и деятельности его, произведённую И. М. Дьяконовым в «ИДВ». Согласно этой реконструкции, «Саргон начал править не позже 2-го года Уруинимгины - лугаля и 20-го года Лугальзагеси, т. е. 2316 г. до н. э. В течение трёх-четырёх лет он обеспечил себе гегемонию на Евфрате, вероятно признанную в Сирии энном Эблы, открывшим Саргону дорогу к Средиземному морю, а затем отстроил свою новую столицу, после чего начал войну против Лугальзагеси; по легенде, поводом к ней был отказ урукского лугаля породнится с Саргоном. Лугальзагеси выставил против него мощную коалицию в традиционном роде военных союзов общин и правителей. По словам надписей Саргона, в бою с Лугальзагеси он захватил в плен или убил 50 энси. Едва ли в Шумере было больше «номовых» обшин. Был захвачен и сам Лугальзагеси и в «медных оковах» проведён в «ворота Энлиля» в знак посвящения его ниппурскому гегемону богов; одна из надписей прибавляет, что Саргон отдал Лугальзагеси «Энлилю, судье его»; без сомнения, суд оракула приговорил Лугальзагеси к смерти...Несмотря на сокрушительное поражение, нанесённое Саргоном Уруку и его союзникам, и разрушение стен Урука, по-видимому, уже на следующий год победителю опять пришлось иметь дело с энси и лугалями юга, продолжившими дело Лугальзагеси без Лугальзагеси. Во главе коалиции на этот раз встал «человек Ура». Разбив его, Саргон направился по Итурунгалю против Уммы, а затем и против Лагаша. Двигаясь от собственно города Лагаша до моря, Саргон занял временную лагашскую столицу Э-Нинмар и всю лагашскую территорию, после чего его воины, достигнув после «Верхнего моря» теперь уже т «Нижнего моря» (лагуны Персидского залива), совершили обряд омовения оружия. Мес-Э(?), энси Уммы, был взят в плен; судьба Уруинимгины, лугаля Лагаша, а также судьба правителя Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были разрушены. Подводя итог, Саргон говорит, что, если считать этот поход, он сражался в 34 битвах. Власть Саргона простиралась теперь от Сирии до Персидского залива; это было самое большое из когда-либо существовавших до тех пор государств!...».
«Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти; поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога Аккаде (может быть, своего родового бога?), и Забабы, бога Киша, но и на обшешумерский культ Энлиля в Ниппуре; в его храме он соорудил несколько статуй и, вероятно, богато одарил храм».
«Лишь на 11-ом году своего правления (судя по Omina) он предпринимает большой поход вверх по Евфрату через Туттуль (ныне Хит), Мари (ныне Телль-Харири, на границе современного государства Сирии), Яримуту (местоположение неясно) и Эблу (городище Телль-Мардих в Северной Сирии за Евфратом) к Кедровому Лесу ( горы Аманус в Сев. Сирии) и Серебряным горам (Малоазийский Тавр).
Позднейшая традиция считала, что в этом походе Саргон «переправился через Море захода солнца», покорил и объединил «Страну захода солнца», поставил там свои изображения и «добычу её переправил на сушу»...Впоследствии сплелась легенда (сохранённая в эпосе второго тысячелетия до н. э. «Царь битвы») о призвании странствующими восточносемитскими купцами Саргона и его воинов в Малую Азию (в город Пурушханнду) против некоего царя и героя Нурдагагаля или Нур-Дагана (Дурьодхана, сына Дхритараштра, царя царства Бхарат-тины, Араты шумерских сказаний, со столицей Хастинапура (Пуруш-ханда). Потомки кауравов, Куру), однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев в глубь Малоазийского полуострова. (Удивительна позиция автора в вопросе проникновения аккадеян в Пурушханнду-Каннеш после 11 лет развития самого царства Аккада)...Сюжетная основа эпоса – сам поход Саргона Аккадского в горы Малой Азии, - безусловно, древняя; отсюда же,...такая (древняя) деталь эпоса, как обсуждение важных вопросов сходкой воинов Саргона»
Всё это факты для размышлений о периодах войн между Богородными (Богами и богинями Бухурустама, Курустама, Бхаратой, Аратой) и Титанами (Миттанами, Диданами, Мидянами), так называемых в экзотерической литературе «войн на небесах», на поле Куру или Чжолу. (Зевсами-Порос все-сами, вес-сами, вассан, Пуруша Вишну, Полос вечен, Светами, Свесим, Сиф, завесами, Световид...). Сравним время: 2316 год – год прихода к власти Саргона Древнего; на 11-ом году своего правления он совершает военный поход во внутренние районы Анатталии (Атлантао-тан, Тильмун-Дильмун), чтобы принять участие в династической войне на стороне Пурушханнды (Каннеша) против Пурушхаттума (Хаттусы, Хастинапуры), описанной в «Махабхарате» - величайшем эпосе всех времён и народов. Есть ли у нас основания утверждать, что Нур-Даган или, по-другому, Нурдаггаль и есть тот самый злодей Дурьодхан, из-за козней и интриг которого, Юдхиштхира, он же Саргон Древний, Нинурта, Нимрод - глава рода Нина, амореев (Мардукиан–Мар ду киан, Море-да-океан, Нима, Нимрод) – глава рода Пандавов, вынужден был покинуть свою родину и скитаться долгие годы на чужбине, в услужении могущественным государям того времени; а по прошествии определённого срока, вернувшегося со своими союзниками, чтобы освободить царский трон от Дурьодхана или Нур-Дагана (Нур-даггаля), фактического хозяина царства, находящегося на берегах Моря-да-Океана. Итак, время военного похода Саргона Первого в Тильмун («Трижды осаждал я страну морскую, Дильмун победил я». Тил-нун), это, 2316 минус 11, будет 2305 год до н. э., или минус-плюс около того.
В мифологии Шумера и Аккада образ библейского Нимрода, то есть Саргона Древнего, Шаррукена, преобразился в героический образ Нинурты (Нимрод). Подвиги Саргона стали подвигами Нинурты (Нимрода) (4, стр. гл. 4, стр. 233-241).
3. «Махабхарата». Война шла на территории Малой Азии (Маласантонии) В 24 веке до нашей эры. В ней (вовлечены были) участвовали многие народы того времени: египтяне (поход Уну в пустыню), эламиты, все народы Ближнего востока и Малой Азии. Это была мировая война древнего мира, при чем вторая, первая была в 32 веке до новой эры, описанная в «Рамаяне» и в «Библии», как война между Авелем (Волин-тару и Раваной), с одной стороны и Рама- каином (Куни-лан, кумирами), закончившаяся природной катастрофой: вулканическими извержениями вулканов, пожарами, наводнениями и землетрясением, погубившими города Буситонн и Хиланихихон (Ланку).
1. «Поселившись в мире, проникнув его своими животворными силами, душа сообщила ему (миру) смысл, ценность и красоту, тогда как без души всё это было и есть… «4.И вот господь, разгневавшись на людей за неправедные дела их, ибо не шли они по стезе его, наводит на них потоп и наводнение сметает с лица земли всякую душу живую. Только Ноя, верного ему и являвшего собой самый близкий его образ, сохранил он в ковчеге вместе с его женой и тремя детьми для продолжения рода...И так, от Адама до Ноя – десять поколений (десять сыновей Бус-Атана, десять холмов Цзюйлина):Адам, Сиф, Енос, Каннан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной. Эти десять поколений насчитывают 2242 года. Адам же был погребён в земле Енаким (Сенаким, Бенахин) называвшейся прежде Хеврон (Хавилон, Кибела, Хепри, Тавром, Врата Аблана, АбаллабАбалланн, Евером, Еверопа), как ясно сказано в книге Иисуса Навина.
2. После потопа у Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. От Иафета, так же как и от Хама и Сима, произошли народы. И, как гласит ветхая история, от них рассеялся род человеческий по всей земле. Первым же родился от Хама Хуш. Подстрекаемый Диаволом, он первым стал изобретателем всякого волшебства и идолопоклонства. Он первый по наущению Диавола воздвиг кумир для поклонения; творя ложные чудеса, он показывал людям падающие с неба звёзды и огонь. Затем он перешел к персам, которые называли его Зороастром, сто значит «живая звезда». Персы, наученные Зороастром поклоняться огню, и самого его, поглощенного небесным огнём, чтут как бога (под именем Кушенга)».
3. И когда умножились люди и распространились по всей земле, покинули они Восток и нашли обильную травой равнину Сеннара (у синя моря).Воздвигая на ней город, они попытались построить такую башню, которая достигала бы небес. Смешав их суетные помышления, а равно и языки их и их самих , бог рассеял их по всему белому свету. И город был назван Вавилоном, что значит смешение, потому что там бог смешал их языки. Сию Вавилонию построил великан Нимрод, сын Хуша.». (Григорий Турский, «История франков», М., 1987г., Глава 1, $ 4-5-6, стр. 9-10).
Нимрод – хушшит из Хастинапура, столицы Бухорисатана (водолуччного возрождения, водорождения; Бусирис, Осирис, богороддные, родина Богов-денгир-тенгри-гот-теос-даос...), Саргон Древний (1), Шаррукен из рода Нина-ману-ноема-ноаха-еноха, создавшего первую в мире империю Амореев, Аккадскую империю со столицей Вавилон. Гениальный полководец, Саргон нанёс поражение Бухористану, вошел в столичный град его Пурушхаттум (Хастинапуру). Официальная причина войны: защита интересов аккадских купцов в Пурушханде. Вероятно, что именно события этой войны описаны в индийском эпосе «Махабхарата».
4. Война Нинурты (Нимрода? Индра?) с Асагом (Вритра Вредный; гора перелома зимы на лето, лета на зиму) описана в аккадо – шумерском мифическом предании «Нинурта – бог-герой Ниппура» и, вероятнее всего, является творением жрецов Ниппура. В этом сочинении поведано потомкам о том, как Нинурта, великий сын Энлиля и Нинмах, южному ветру подобный, восседает на престоле, и оружие защиты его есть сеть боевая, накрыватель множеств, именем Шарур(ан).
«О Нинурта! Охранитель высоких престолов, мой царь и владыка! Знай, что Небо семя своё излило ливнем на землю и породило на страх черноголовым дракона Асага. Не был он вскормлен материнскою грудью – дикие звери вскормили его своим молоком. И отца своего он, воитель жестокий, не знает. В горы зубами вгрызаясь, он оставил там своё семя, и поднялись диорит, базальт, гранит и прочие камни крепкой породы. Камни эти царём избрали Асага, и он возгордился сверх меры – с каменным воинством на города нападает, губит деревья. Себя он нагло считает тебе подобным и равным в Шумере. Боги захваченных им городов трепещут. В страхе дары ему преподносят. О силе твоей проведав, держал совет он с камнями, что избрали его на царство, со скалами и с горами, как тебя извести поскорее и расширить свои границы. Нелегко пробить твёрдый камень – ни топор, ни копьё не расколют, в этом сила войска Асага. Но ведь мы с тобой неразлучны. Полетим и сразимся с Асагом».
Из долины Двуречья Нинурта в горы Асага (совр. название: Караджаг), «подобно ревущем южному вихрю», войною пришел. «Впереди него буря несётся, а сзади – Шарур (Шар-Руккен) догоняет». Рушит горы Нинурта, сокрушает города, подходит к логову дракона Асага. Шарур, накрыватель сетью множеств, с высот своих поле боя обозревает и ужасается множеству воинских сил Асага. Предлагает вернуться без боя обратно на родину, но Нинурта непреклонен; сражению быть. Задрожала от множества ног земля; кружится Нинурта в причудливом танце боя, Асаг до самого крайнего неба пыль поднял. Нинурта от едкой пыли слабеет, за грудь хватается. Ещё немного, ещё чуть-чуть и Асаг одолеет слабеющего от удушья Нинурту. И тогда Шарур в небеса взвивается, к Энлилю спешит, помощи у бога просит.
Ниспосылает Энлиль спасительную мысль своему сыну: «Пыль тебе не страшна – ведь воды тебе подвластны. Не медля открой им выход. Они под твоими ногами».
Взломав под ногами камни, и взгромоздив их в кучу, открыл Нинурта водам путь на землю. Пыль осела. Стал слабеть огнеголовый дракон; видя бессилие Асага, Нинурта чёрную печень его проткнул и вынул её руками.(Индра-Индурод и Вредный Вритра).
Победный кличь Шарура, обежав всю землю, приходит к крайним небесам, где живут боги; боги стали славить подвиг Нинурты (Индры).
А на ложе, где матерью Нинмах, Нинурта был зачат от Энлиля, рыдает мать; кажется ей, что сын в опасности. Решает она пустится в полный опасностей путь, чтобы найти Нинурту; в горах её встречает Нинурта.
- «В горы явилась ты, ужасы битвы, презрев! – говорит ей Нинурта. – Подвиг души твоей мною не будет забыт. Гору, что я воздвиг, чтобы воде дать путь, я тебе посвящу. Нареку я её Хур-Асаг (Гора Асага, Аска). Ты же, её госпожа, будешь теперь Нинхурсаг. Трав её аромат будет отныне твоим. Кедр, самшит, кипарис склоны украсят её, и винограда янтарь шею её обовьёт, смол ароматных поток даст воскуренье в твой храм, недра в дар принесут медь, драгоценный металл. Диких тварей стада её изберут жильём, каждой весной свой приплод будут нести тебе и все вместе они славу тебе пропоют» ("Мифы и легенды: древний египет, месопотамия", М., 2004 год, стр. 251-254).
МЕЖДУУСОБНЫЕ
ВОЙНЫ АТЛАНТОВ.
К шестому тысячелетию до новой эры расчленение первобытного (матриархального) общества на кастовые сословия в основном завершилось. Сформировались сословия:
1. жрецов (брахманов, шаманов, волхвов, колдунов);
2. кшатриев (охотников, воинов);
3. земледельцев и скотоводов;
4. ремесленников (художников).
Между священнослужителями и кшатриями шла непрерывная борьба за власть. Нередко эта подковёрная борьба переходила в фазу открытой конфронтации, заканчивавшейся кровопролитными конфликтами. Если принять во внимание, что почти каждое крупное поселение претендовало на независимое существование в пределах крупного племенного союза, то становится понятным, почему с началом слияния семейно-родовых святилищ, подобных семейным святилищам Чатал-хуюка, в храмовые святилища всего племенного этноса, и роста благосостояния храмовых центров и правящей касты военных вождей, понадобилось воздвигать всё более и более мощные стены вокруг обителей военных вождей и священных храмов.
«Лучшим примером может, пожалуй, служить маленький городок Хаджилар, на юге Турции. Примерно до 5400г. до н. э. Хаджилар, если не считать красивой керамики, мало чем отличался от других современных ему земледельческих поселений Ближнего Востока. Однако после 5400 г. до н. э. в городе был выровнен и обнесён оборонительной глинобитной стеной прямоугольный участок площадью 190 на 120 футов. Внутри этого укрепления расположили зернохранилище, гончарные мастерские, вырыли колодец и построили маленькое святилище. Местный правитель явно соорудил эту примитивную крепость для безопасности и удобства своей семьи и своих приближённых. После разрушения этой крепости на том же месте была сооружена другая, более крупная, и в деталях её уже просматриваются характерные особенности укреплённых цитаделей более позднего периода Анатолии. Например, в аналогичном сооружении в Джан-Хасане, чуть севернее Тавра, а также в Мерсине, в Киликии, в стены уже встроены комнаты с окнами-бойницами, смотрящими на лежащую внизу равнину, рядом с бойницами располагались кучи метательных камней а возле узкого входа возвышался своего рода «командный пункт». Позднее, уже в 3 тысячелетии до н. э., укреплённые цитадели возникают в Центральной и Западной Анатолии». (1, гл. 1, стр. 11-12)
Библиография:
1. Дж. Г. Маккуин, "Хетты и их современники в малой азии", М., 1983 год.
2. "История Европы", т. 1. М. 1988 год.
3. " Мифы и легенды: древний египет, месопотамия", М., 2004 год.
4. "История древнего востока", т. 1., М., 1983 год.
5. "Библия:Бытие".
6. "Рамаяна".
7. "Махабхарата".
8. "История древнего востока", т.2, М., 1988 год.
9. "Философы греции: тимей, критий", стр.491-572, М., 1999
10. "Шань хай цзин", М., 2004.год.